|
|
|
Я приветствую всех, открывших этот сайт, и предлагаю для диалога фрагмент своей новой книги стихотворений. Книга в настоящее время компонуется и выстраивается мною с замыслом представить стихи в двух разделах: стихи последних двух-трех лет, а затем стихи из прежних книг выборочно - для связи времен и раздумий. Во фрагмент с условным названием «Реминисценции» включены следующие стихи: 2. Элегические записки с Кавказа 5. Из дневника поэта конца ХХ века 8. Реминисценции (три стихотворения) 21. Дирижирует Джансуг Кахидзе Кроме того предлагаю вниманию читателей два моих эссе: 1. Женская суть Марины Цветаевой. 2. Мне вас не жаль, года весны моей (О стойком противоречии жизнечувствования в лирике Пушкина).
Здесь смутно пахнет Грузией и даже здесь пахнет Грецией и Римом по ночам. И я нашла на каменистом пляже истертый скол лемносского меча. А днем нашла пивной бутылки сколок. Уплыть, уплыть в пропавшую страну! Волны соленой охлест зол и колок, и не припасть к светящемуся дну…
1. …И вновь взглянула я окрест с высотного балкона, что летит над морем, над городом и даже над горами, над жизнью и над смертью горожан, над их заботами,что виснут как туманы, перед их лицами, и мир им закрывают. А впрочем им не нужен мир живой - хватает им той крови, что с экранов в квартиры льется - на пол и в глаза, и входит в память, и память кровоточит…
2. Спасибо, горы, только вы - неколебимая примета мирозданья, и море древнее вас отражает вечно, и принимает солнце в свое лоно каждый день. А то, что человек заигрывает с небом, равняется со звездами седыми, бренчит железками у них над головами, - его не сделало пока ни мудрым, ни счастливым. С высоты он вычисляет жертвы для убийства. Бедный Homo!
3. И вновь взглянула я окрест. На склоне люди возвели церковку, и просят Бога о достатке и покое: ведь надо же кого-то им просить, хотя из века в век все знают, что всё напрасно, и не в Боге дело…
4. И я еще раз глянула окрест. Вот за церковкой девицы-акации болтают, а мальчик-персик смолк, но - до поры! Морской вокзал свой шпиль вознес до неба и луковке церковки шлет приветы, может быть. И жизнь идет. И море причитает, а вершины стоят, молчат и думают о нас.
5. А как же там, на северных долинах, в тех каменных пещерах городов, где нету гор и нет морской пучины, где мироздание не дышит прямо в душу и всё конечно?! Как?!
Сочи, 2002
Предзимье в воздухе, и горы поседели. И слезы капают с небесных бледных щек. Ах, если б не настойчивые цели, и я, заиндевев, свой подвела итог.
Какой итог?! Безрадостные строки моей словесной суетной игры?! Предзимье.Вижу, как собрались боги на склоне леденеющей горы.
Забыты зря античные повесы, любовники,лжецы и хитрецы! И я карабкаюсь на горные отвесы, и льдинок треск звенит,как бубенцы.
Одежда прорвана и кожа загрубела, но я ползу и знаю почему: судачат боги на вершине белой, и на земле - глядите - всё по их уму!
И месть, и ненависть, и зависть, и раздоры. Горгоны всякие, предательская муть. И новый туесок у дурочки Пандоры. В глаза богов мне надо заглянуть!
31 октября 2001
У картины с выставки Нины Киселевой *
Боже мой, какие страшные эти женщины. У одной отечность стекает, вздувая второй подбородок. У другой рот иссох, вместо рта - безголосая трещина. И только из глаз, как из недр, исторгается ропот.
Так безжалостно-дерзко видеть свою эпоху! Беспорядочно космы висят, чтобы скрыть уходящие щеки. Как мне чужды здесь красавицы с далеких полотен, их вздохи, и белил, и сурьмы аромат тот далекий, далекий.
Только вы, мои чудища, молодящиеся напрасно! Мы умрем с вами вместе, но останется слово. Вот оно уже дышит вашей грудью безобразно-прекрасной, на свет этот выскочив из-под тщетного крова.
Ухожу с забыванием о Мане и Сезанне. С полувызовом в спину, с полуропотом, недоговором… Федор Рокотов вряд ли заприметил вас в зале, но Рембрандт бы по мрачным увел коридорам.
* Нина Киселева - сочинская художница, график, монументалист.
ИЗ ДНЕВНИКА ПОЭТА КОНЦА ХХ ВЕКА
Хочу во всем быть с веком наравне. Сентиментальности - не приведи, Господь! Ни капли. Иронии на каждый стих мой капни - на стих, который корчится в огне.
Ты милостив, и всё - как я хочу: стихи грубы, безжалостны и кривы. Но почему-то, кажется мне, - лживы. В груди болит, и я во сне кричу.
2
Эти южные рифмы совсем не такие, как те, что на севере диком под гордыми стенами всходят. Они и стыдятся в старинной своей простоте, и так не хотят ни орать, ни ломаться по моде.
Они загорают на синем своем берегу, и волны эвксинские древней питают их солью. И южные женщины их, как подруг, берегут, но с нежностью вдруг отпускают на вольную волю.
(Сны о Грузии супругов Иовадзе)
От Грузии остались только сны. И так прекрасно то, что было наяву. А мы с тобой печальны и больны. Но мы молчим. Еще мы на плаву.
Но что за жизнь в безмолвии разлук! Куда ни глянем - всё Мтацминды тень. Ткет паутину время как паук, и мы качаемся на нитях в пустоте.
От Грузии остались только сны. И том великого Галактиона. И свет галактионовой луны, еще текущий умиротворенно. Следы Ираклия, ступившего в следы бессмертного поэта-паладина. Следы ведут чрез реки и гряды до Палестины…
С себя срываем нити паутины, но попадаем в сны : ни крови, ни вражды
Маяковский - это глыба, от которой лишнее еще не отсек Микельанджело. Цветаева - это почти кентавр, либо сплёт фортиссимо и адажио. Ну а он лишка того кусок самый острый из глыбы взял, а потом у женщины взял коня. Проскакал дорогу наискосок, Гёте "римского" дух приял посреди нерусского дня. И когда всё сплавилось в слог не совсем приятный, но броский, получился - о нет, еще не пророк -, но пока, но уже - Бродский.
1 Двуликий март - последний вздох зимы. Как страшен мир последнего предела. Играет музыка - как будто нет чумы. И Мери песнь еще не пела.
Эстрадный хохот. Вальсингам молчит. Он был силен перед всесильем смерти - Всевышнему не возжигал свечи в чумной ночи при лунном свете.
Но этот хохот! Как слова глупы у этих песен диких пред толпою. - Спой, Мери, не то я завою: как глухи в этом веке все, слепы…
2
Война. Война, Война, Война. Вот и вся жизнь, окрашенная кровью. И никакой не скрашенная новью во все промчавшиеся времена.
Конечно же, любовь то жгла нас, то мерцала. И маленькие радости цвели. Но счастья вольного так было мало. За край плаща его схватить мы не могли.
И все ж мы жили - по судьбе, и зубы сцепляли, из судьбы вытягивая суть, чтоб заиграли медные нам трубы когда-нибудь, когда-нибудь…
Бумага - ничто: сухостой посредине земли. Бумага - ничто. Невесома, безлика, безмолвна. Бумага - пустыня. Оазиса нет и вдали. А жажда так мучит. Ни друга, ни крова.
Как трудно, как жарко. Как холодно, снежно, бело. Уже не пустыня, а пенная даль океана. Но что это вдруг в эту пустошь - откуда?! - сошло? Земное зерно иль небесная капнула манна?!
Бумага теплела, своё обретя существо. Ничто превращалось в дыханье и зренье, и голос. И белое поле цвело, а ведь было так голо. И пустынник дошел до огня своего.
Белле Ахатовне Ахмадулиной
Ничего не осталось: ни звезды, ни попутного ветра. Только все ж почему-то я - сама удивляюсь - живу. И Богу не возвращаю билета. И бессильных друзей не зову.
Я бегу к океану, взбегаю на стройное судно. Нет на нем парусов, лишь мотор где-то в недрах бурлит. Сон иль бред, что бы ни было, может быть, чудо, но на мостике Пушкин стоит!
Я не выплыву, нет, на плотах, что сколочены грубо. Нет деталей там, бревна в лохмотьях, узлы… Только Белла, в серебряны если затрубит там трубы, плот достигнет небес сквозь туманы и соль, и валы.
Я знаю, что снова пишу и пишу в никуда. А впрочем, тот свет - это всё же куда-то. Мы оттуда добыть не умеем вестей, а туда… Всё там будет компьютером тайным отснято.
А посему вы пишите, пишите, как я. И там всё узнают, и вам станет проще и легче. Какая ирония?! Эта змея не любит правдивые речи.
Безответная глубь. Ну и что ж. Сотворяйте же свой монолог. Что, ну что в этом мире сильней монолога! Вы скажете - Бог?… Но Бог ведь, как мы, сотворяет лишь свой монолог. Но ищет ли он чудотворную нить диалога?
…докляну, довоплю, дохриплю: "Не прощаю тебя! Не прощаю!" Ты же знал, как я горько люблю… Ты попомнишь меня. Обещаю. Фрагмент из цикла стихотворений "Разговоры с богом" Геннадия Русакова. Бог не считает Времени, а мы всю жизнь идем по краю Бездны. И наше время - время тьмы, а не Его беспечности небесной.
Струятся между пальцев Его рук земные жизни струйкою песчаной, а наши крики чуть тревожат слух Ему средь Вечности немой и беспечальной.
Но если бы прочесть стихи Он мог лишь одного поэта - только Русакова! - Он вздрогнул бы и вспомнил, что Он - Бог, что многое Он мог бы, но не смог, а что содеял - то грешно иль бестолково… И горький, горький принял бы упрек, и покаянное бы произнес Он слово…
Теперь я знаю, как умирают: сжимают воздух немые стены, корчатся фотографии, уплывают эстампы. И день не приходит заступить свою смену. Всё одно и то же: шприцы, ампулы.
Нет ни прошлого, ни будущего, а настоящее - куцое. Куцые желания, а цели…ну какие цели?! Они рассыпаются, как разбитое блюдце, и уходят в щели
между жизнью и смертью. Слава богу, есть такие зазоры - там всё умещается: обрывки стихов и глыбы столетий. Какие просторы в этих щелях между жизнью и смертью
Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует. А.Пушкин ("К Языкову") Там жили поэты - и каждый встречал Другого с надменной улыбкой. А.Блок ("Поэты") …И я поверила, что он мне друг, раз мы живем размеренностью ритма. Ведь этот с детства въевшийся недуг нас метит кровно, ровно и открыто.
И я поверила: поэт поэту - друг! И долго так я оставалась дурой. А он совсем не так смотрел вокруг, и запустил в меня своей котурной.
Теперь мир сумрачен, а мне так много лет, и, может быть, хожу по краю бездны. И жаль, конечно, жаль, что друга нет… Друзья должны быть, в общем, бесполезны, но все ж прекрасны, как в горах рассвет!
Жизнь всё расставила до точки, пустяка. Я, как змея, все знаю и умею. Но как утрата образа горька! Как горечь въедлива. Как не расстаться с нею!
Разрушены башни всесилья, гордыни и славы. Но мы содрогнулись от жалости к тем , кто исчез. Возмездья срашны и кровавы. Весь мир из огня и желез.
Века и века, дни и годы, державы и лица… А ненависть снова с любовью на острых ножах. И снова, и снова в груди у людей шевелится этот зверь - этот хаос по дикому имени страх.
Вот так и живем. Это сказки - про кущи Эдема. Все ищем привычно сиянье таинственных сфер. Но слепнем впотьмах. И во тьме сочиняем поэмы. Со звезд снисходительно шелест их ловит Гомер.
Зачем ей красота, когда сошлись в ней все миры! А ведь в мирах всегда сияние и хаос. В ней, как в мирах, то солнце поднималось, то мрак уродливый вползал из-за горы. Зачем ей красота - такая малость! И глупо было бы о чем-то сожалеть на том краю, где только жизнь и смерть, и никакой игры!
Одиночество - это когда разрываются грудь, голова от ворочающихся любовей и ожиданий. Когда сердце - это колотящиеся слова о льды мирозданья. Это гуляние по интернету - в океане, не утоляя жажду, когда ни одна звезда, ни одна планета твоей правды тебе не скажут. Это - нежность, истаявшая в тоске. Это - мудрость, превратившаяся в камень. Это жизнь на волоске, на волоске, на волоске… Амен.
Туманом стелется молва. Всё затуманено на свете. Бренчат какие-то из жести по голове моей слова.
Я ни за что в них не поверю и не расслышу никогда! Но юный давний друг Сальери кладет в вино кусочек льда,
его рука мне из тумана бокал прозрачный подает. Я вновь не ведаю обмана, не знаю вновь, что в нем - не лед.
Глотаю. Плачу, Умираю. И просыпаюсь. Пять утра. Я смутно-смутно что-то знаю, во что не верила вчера.
Я тебя обнимаю не так, как я обнимала прежде. Это любовь моя, чувствуешь, нынче в другой одежде- мягкой, притертой к телу, привычной, послушной, а не в той, что топорщилась, жгла, становилась душной. И летел, как в пампасах, горячий безумный ветер. А теперь обнимаю тебя, обнимаю пред ликами жизни и смерти…
Что самое святое в мире сём? Убей за ересь, но не Бог, а детство, хотя, конечно, ИХ соседство. Они парят над городом вдвоем.
Всё видят в нем, но ничего не могут. Чисты и верят в чудеса. Одни выходят на дорогу и улетают в небеса…
К…. Распалось всё очарованье, все восхищенья утекли. Звездой вы были в Океане, а стали берегом земли с его обманным синим светом, с прекрасным светом голубым, где бродят в улочках поэты да ищет бомбу белый бим.
Я слышала эти песни, когда играл на бубне Глэн Велец Диск белесый как луна в тумане… Диск слепящий точно солнце в полдень… Скачут пальцы точно звери по саванне, точно камнепад в горах Кавказа, точно гальки шум под диким штормом в сумасшедшем море этом черном.
Это птицы в скалах севера гогочут и стада сайгачьи по степи топочут. Это пленница танцует перед ханом сотни лет тому в гареме крымском. А за солнца раскаленным диском мир индейцы празднуют, охоту или заговор кровавотайный… Лунный диск летит во мгле бескрайней, солнца диск звенит литаврной медью, годы, годы нижутся в столетья…
Хлещут ливни по Руси великой, а в чаду эстрадного угара, в час, когда рокочут не гитары над кавказской пропастью бездонной, плачет, плачет бубен раскаленный…
А вот это что за стук глухой в тенётах?. Будто сердце мне выстукивает что-то. Я ему поверила недаром - я спаслась от бездны и пожара и стою, натягивая жилы…
Солнце, пропасть, - бубна диск остылый. 2001
Орлиные крылья вздымаются над головами. Седая над залом трепещет его шевелюра. Распахнуты губы, и рот точно колокол медный раскрыт, резонируя небо всевышнее, скрипки земные.
А как он потом, этот дикий орел безмятежный, нежно пестует в скалах орленка под солнечным светом! И звуки - как шепот. Но нет колокольчиков, льстивых как сладкие рифмы у сентиментальных поэтов!
В этом шорохе не объяснимом словами лишь чувствуют все, как прекрасно неостанавливающееся мгновенье!
Да, такие густые кудри у Акаций - соседок наших! Но ты старый, седой и мудрый, да и я ведь ничем не краше.
Но их кудри так белокуры! И такие идут чары! Прозевала тебя я сдуру: всё казалось мне, что ты старый.
Так опомнись же, мой сумасшедший! Кто ты им?! - ведь они, как боги! А они ворожат и шепчут. А я им всё кидаюсь в ноги!
Спасибо времени, оно еще мне не совсем перековало голос, и настоящий человечий голод по Любви и Плач - всё это мне дано.
Друзья далёко.У другого края. Остались там они, где слепота и спесь, где друга презирают, улыбаясь. А мне так больно и так стыдно - здесь.
Спасибо времени, оно так пощадило мой негромкий голос, оставив по Любви в нем голод и Плача выковав звено.
Как долго несла меня чудная белая лошадь! Сверкали каменья да искры слепили глаза. И всё не кончалась прекрасная красная площадь, и я не старела, врезаясь, как ветр, в небеса.
Так что же случилось? Где жаркие искры, где площадь?! Туман ли здесь встал, как стена, словно туча густой?! Как, когда я вскочила на дикую черную лошадь,- очнулась в полете над черной немой пустотой?!
Я впиваюсь руками в тревожную черную гриву. Лошадь белая, дальняя, легкая, где ты - прощай! Мне холодные искры плетут роковые извивы… Черной лошади ржанье… и - бездны чернеющей край…
…………………………………………… Куда ж нам плыть? По осени, в предзимье куда нам плыть? В какой далекий путь с дождями долгими и под ветрами злыми? Рискнем. Ах, Пушкин, нас не обессудь.
И вот корабль. И Пушкин не в обиде, что мы взошли, сочтя его судьбой. Мы круг замкнем в какой-то Атлантиде у края бездны голубой.
Мы проплывем меж Сциллой и Харибдой: мы так привыкли к щелканью зубов, такие хрупкие по виду, как первый снег и первая любовь.
Плыть, только плыть! Ведь при любой погоде тоски стремленья чувств сильнее нет, хотя и мы не те, и все моря в природе, и даже суета уже других сует…
|