Главная

Об авторе

Два эссе

Стихи

Почта

 

 

           Я приветствую всех, открывших этот сайт, и предлагаю для диалога фрагмент своей  новой книги стихотворений. Книга в настоящее время компонуется и выстраивается мною с замыслом  представить стихи в двух разделах: стихи последних двух-трех лет, а затем стихи из прежних книг  выборочно - для связи времен  и раздумий.

            Во фрагмент с условным названием «Реминисценции» включены следующие стихи:

1.     У моря

2.     Элегические записки с Кавказа

3.     Кавказское предзимье

4.     Женщины

5.     Из дневника поэта конца ХХ века

6.     В разлуке (сны о Грузии)

7.     Иосиф Бродский

8.     Реминисценции (три стихотворения)

9.     Метаморфоза бумаги

10.  Мастерство

11.  Памяти друга

12.  Бог и поэт

13.  Болезнь

14.  Утрата образа

15.  Дума

16.  Актриса

17.  Одиночество

18.  Пробуждение

19.  Любовь

20.  Песни бубна

21.  Дирижирует Джансуг Кахидзе

22.  Соседки

23.  Благодарность

24.  Черная лошадь

25.  На голос Пушкина

Кроме того предлагаю вниманию читателей два моих эссе:

1.     Женская суть Марины Цветаевой.

2.     Мне вас не жаль, года весны моей (О стойком противоречии жизнечувствования в лирике Пушкина).

 

 

У моря

 

Здесь смутно пахнет Грузией и даже

здесь пахнет Грецией и Римом по ночам.

И я нашла на каменистом пляже

истертый скол лемносского меча.

А днем нашла пивной бутылки сколок.

Уплыть, уплыть в пропавшую страну!

Волны соленой охлест зол и колок,

 и не припасть к светящемуся дну…

 

 

ЭЛЕГИЧЕСКИЕ  ЗАПИСКИ  С КАВКАЗА

1.

…И вновь взглянула я окрест

с высотного балкона,

что летит над морем,

над городом и даже над горами,

над жизнью и над смертью горожан,

над их заботами,что виснут как туманы,

перед их лицами, и мир им закрывают.

А впрочем им не нужен мир живой -

хватает им той крови, что с экранов

в квартиры льется - на пол и в глаза,

и входит в память,

и память кровоточит…

 

2.

Спасибо, горы, только вы -

неколебимая примета мирозданья,

и море древнее вас отражает вечно,

и принимает солнце в свое лоно

каждый день.

А то, что человек заигрывает с небом,

равняется со звездами седыми,

бренчит железками у них над головами, -

его не сделало пока

ни мудрым, ни счастливым. С высоты

он вычисляет жертвы для убийства.

Бедный Homo!

 

3.

И вновь взглянула я окрест.

На склоне люди возвели церковку,

и просят Бога о достатке и покое:

ведь надо же кого-то им просить,

хотя из века в век все знают,

что всё напрасно,

и не в Боге дело…

 

4.

И я еще раз глянула окрест.

Вот за церковкой девицы-акации болтают,

а мальчик-персик смолк, но - до поры!

Морской вокзал свой шпиль вознес до неба

и луковке церковки шлет приветы,

может быть. И жизнь идет.

И море причитает, а вершины

стоят, молчат и думают о нас.

 

5.

А как же там, на северных  долинах,

в тех каменных пещерах городов,

где нету гор и нет морской пучины,

где мироздание не дышит прямо в душу

и всё  конечно?!  Как?!

 

                                                      Сочи, 2002

КАВКАЗСКОЕ  ПРЕДЗИМЬЕ

 

Предзимье в воздухе, и горы поседели.

И слезы капают с небесных бледных щек.

Ах, если б не настойчивые цели,

и я, заиндевев, свой подвела итог.

 

Какой итог?! Безрадостные строки

моей словесной суетной игры?!

Предзимье.Вижу, как собрались боги

на склоне леденеющей горы.

 

Забыты зря античные повесы,

любовники,лжецы и хитрецы!

И я карабкаюсь на горные отвесы,

и льдинок треск звенит,как бубенцы.

 

Одежда прорвана и кожа загрубела,

но я ползу и знаю почему:

судачат боги на вершине белой,

и на земле - глядите - всё по их уму!

 

И месть, и ненависть, и зависть, и раздоры.

Горгоны всякие, предательская муть.

И новый туесок у дурочки Пандоры.

В глаза богов мне надо заглянуть!

        

                                                                   31 октября 2001

 

 

ЖЕНЩИНЫ

У картины с выставки Нины Киселевой *

 

Боже мой, какие страшные эти женщины.

У одной отечность стекает, вздувая второй подбородок.

У другой  рот иссох, вместо рта - безголосая трещина.

И только из глаз, как из недр, исторгается ропот.

 

Так безжалостно-дерзко видеть свою эпоху!

Беспорядочно космы висят, чтобы скрыть уходящие щеки.

Как мне чужды здесь красавицы с далеких полотен, их вздохи,

и белил, и сурьмы аромат тот далекий, далекий.

 

 

Только вы, мои чудища, молодящиеся напрасно!

Мы умрем с вами вместе, но останется слово.

Вот оно уже дышит вашей грудью безобразно-прекрасной,

на свет этот выскочив из-под тщетного крова.

 

Ухожу с забыванием о Мане и Сезанне.

С полувызовом  в спину, с полуропотом, недоговором…

Федор Рокотов вряд ли заприметил вас в зале,

но Рембрандт бы по мрачным увел коридорам.

 

            * Нина Киселева - сочинская художница, график, монументалист.

 

 

ИЗ  ДНЕВНИКА  ПОЭТА КОНЦА  ХХ  ВЕКА

 

Хочу во всем быть с веком наравне.

Сентиментальности - не приведи, Господь! Ни капли.

Иронии на каждый стих мой капни -

на стих, который корчится в огне.

 

Ты милостив, и всё - как я хочу:

стихи грубы, безжалостны и кривы.

Но почему-то, кажется мне, - лживы.

В груди болит, и я во сне кричу.

                          

         2

 

            СОЧИНСКИЕ  РИФМЫ

 

Эти южные рифмы

                                     совсем не такие, как те,

что на севере диком

                                     под гордыми стенами всходят.

Они и стыдятся                             

                            в старинной своей простоте,  

и так не хотят

                             ни орать, ни ломаться по моде.

 

Они загорают на синем своем берегу,

и волны эвксинские древней питают их солью.

И южные  женщины

                                     их, как подруг, берегут,

но с нежностью

                             вдруг  

                                         отпускают на вольную волю.

 

 

В  РАЗЛУКЕ

(Сны о Грузии супругов Иовадзе)

 

От Грузии остались только сны.

                                       И так прекрасно то, что было наяву.

                                       А мы с тобой печальны и больны.

                                       Но мы молчим. Еще мы на плаву.

 

                                       Но что за жизнь в безмолвии разлук!

                                       Куда ни глянем - всё Мтацминды тень.

                                       Ткет паутину время как паук,

                                       и мы качаемся на нитях в пустоте.

 

                                       От Грузии остались только сны.

                                       И том великого Галактиона.

                                       И свет галактионовой луны,

                                       еще текущий умиротворенно.

Следы Ираклия, ступившего в следы

бессмертного поэта-паладина.

 Следы ведут чрез реки и гряды

 до Палестины…

 

С себя срываем нити паутины,

но попадаем в сны :  ни крови, ни вражды

 

 

ИОСИФ  БРОДСКИЙ

 

Маяковский - это глыба,

от которой лишнее еще не отсек

Микельанджело.

Цветаева - это почти кентавр, либо

сплёт фортиссимо и адажио.

Ну а он лишка того кусок

самый острый из глыбы взял,

а потом у женщины взял коня.

Проскакал дорогу наискосок,

Гёте "римского" дух приял

посреди нерусского дня.

И когда всё сплавилось в слог

не совсем приятный, но броский,

получился - о нет, еще не пророк -,

но пока, но уже - Бродский.

 

 

РЕМИНИСЦЕНЦИИ

1

Двуликий март - последний вздох зимы.

Как страшен мир последнего предела.

Играет музыка - как будто нет чумы.

И Мери песнь еще не пела.

 

Эстрадный хохот. Вальсингам молчит.

Он был силен перед  всесильем смерти -

Всевышнему не возжигал свечи

в чумной ночи при лунном свете.

 

Но этот хохот! Как слова глупы

у этих песен диких пред толпою.

-       Спой, Мери, не то я завою:

 как глухи в этом веке все, слепы…

   

       2

         

Война. Война, Война, Война.

Вот и вся жизнь, окрашенная кровью.

И никакой не скрашенная новью

во все промчавшиеся  времена.

 

Конечно же, любовь то жгла нас, то мерцала.

И маленькие радости цвели.

Но счастья вольного так было мало.

За край плаща его схватить мы не могли.

 

И все ж мы жили - по судьбе, и зубы

сцепляли, из судьбы вытягивая суть,

чтоб заиграли медные нам трубы

когда-нибудь, когда-нибудь…

 

 

МЕТАМОРФОЗА  БУМАГИ

 

Бумага - ничто: сухостой посредине земли.

Бумага - ничто. Невесома, безлика, безмолвна.

Бумага - пустыня. Оазиса нет и вдали.

А жажда так мучит. Ни друга, ни крова.

 

Как трудно, как жарко. Как холодно, снежно, бело.

Уже не пустыня, а пенная даль океана.

Но что это вдруг в эту пустошь - откуда?! - сошло?

Земное зерно иль небесная капнула манна?!

 

Бумага теплела, своё обретя существо.

Ничто превращалось в дыханье и зренье, и голос.

И белое поле цвело, а ведь было так голо.

И пустынник дошел до огня своего.

 

 

МАСТЕРСТВО

Белле Ахатовне Ахмадулиной

 

Ничего не осталось:

ни звезды, ни попутного ветра.

Только все ж почему-то

я - сама удивляюсь - живу.

И Богу не возвращаю билета.

И бессильных друзей не зову.

 

Я бегу к океану, взбегаю на стройное судно.

Нет на нем парусов,

лишь мотор где-то в недрах бурлит.

Сон иль бред, что бы ни было, может быть, чудо,

но на мостике Пушкин стоит!

 

Я не выплыву, нет,

на плотах, что сколочены грубо.

Нет деталей там, бревна в лохмотьях, узлы…

Только Белла,

в серебряны если затрубит там трубы,

плот достигнет небес

сквозь туманы и соль, и валы.

 

 

Памяти друга

 

Я знаю, что снова пишу и пишу в никуда.

А впрочем, тот свет  -  это всё же  куда-то.

Мы оттуда добыть не умеем вестей, а туда…

Всё там будет компьютером тайным отснято.

 

А посему вы пишите, пишите, как я.

И там всё узнают, и вам станет проще и легче.

Какая ирония?! Эта змея

не любит правдивые речи.

 

Безответная глубь. Ну и что ж. Сотворяйте же свой монолог.

Что, ну что в этом мире сильней монолога!

Вы скажете  -  Бог?…

Но Бог ведь, как мы, сотворяет лишь свой монолог.

Но ищет ли он  чудотворную нить диалога?

 

 

БОГ  И  ПОЭТ

…докляну, довоплю, дохриплю:

                                  "Не прощаю тебя! Не прощаю!"

                                   Ты же знал, как я горько люблю…

                                   Ты попомнишь меня. Обещаю.

                                          Фрагмент из цикла стихотворений   

"Разговоры с богом"  Геннадия  Русакова.

Бог не считает Времени, а мы

всю жизнь идем по краю Бездны.

И наше время - время тьмы,

а не Его беспечности небесной.

 

Струятся между пальцев Его рук

земные жизни струйкою песчаной,

а наши крики чуть тревожат слух

Ему средь Вечности немой и беспечальной.

 

Но если бы прочесть стихи Он мог

лишь одного поэта - только Русакова! -

Он вздрогнул бы и вспомнил, что Он - Бог,

что многое Он мог бы,

но не смог,

а что содеял - то грешно иль бестолково…

И горький, горький принял бы упрек,

и покаянное бы произнес Он слово…

 

 

БОЛЕЗНЬ

 

Теперь я знаю, как умирают: сжимают воздух немые стены,

корчатся фотографии, уплывают эстампы.

И день не приходит заступить свою смену.

Всё одно и то же: шприцы, ампулы.

 

Нет ни прошлого, ни будущего, а настоящее - куцое.

Куцые желания, а цели…ну какие цели?!

Они рассыпаются, как разбитое блюдце,

и уходят в щели

 

между жизнью и смертью. Слава богу, есть такие зазоры -

там всё умещается: обрывки стихов и глыбы столетий.

Какие просторы

в этих щелях между жизнью и смертью

 

 

УТРАТА  ОБРАЗА

                                            Издревле сладостный союз

                                            Поэтов меж собой связует.

                                                            А.Пушкин ("К Языкову")

                                            Там жили поэты - и каждый встречал

                                            Другого с надменной улыбкой.

                                                              А.Блок ("Поэты")

…И я поверила, что он мне друг,

раз мы живем размеренностью ритма.

Ведь этот с детства въевшийся недуг

нас метит кровно, ровно и открыто.

 

И я поверила: поэт поэту - друг!

И долго так я оставалась дурой.

А он совсем не так смотрел вокруг,

и запустил в меня своей котурной.

 

Теперь мир сумрачен, а мне так много лет,

и, может быть, хожу по краю бездны.

И жаль, конечно, жаль, что друга нет…

Друзья  должны быть, в общем, бесполезны,

но все ж прекрасны, как в горах рассвет!

 

Жизнь всё расставила до точки, пустяка.

Я, как змея, все знаю и умею.

Но как утрата образа горька!

Как горечь въедлива. Как не расстаться с нею!

 

 

ДУМА

 

Разрушены башни всесилья, гордыни и славы.

Но мы содрогнулись от жалости к тем , кто исчез.

Возмездья срашны и кровавы.

Весь мир из огня и желез.

 

Века и века, дни и годы, державы и лица…

А ненависть снова с любовью на острых ножах.

И снова, и снова в груди у людей шевелится

этот зверь - этот хаос по дикому имени страх.

 

Вот так и живем. Это сказки - про кущи Эдема.

Все ищем привычно сиянье таинственных сфер.

Но слепнем  впотьмах. И во тьме сочиняем поэмы.

Со звезд снисходительно шелест их ловит Гомер.

 

 

АКТРИСА

 

Зачем ей красота, когда сошлись в ней все миры!

А ведь в мирах всегда сияние и хаос.

В ней, как в мирах, то солнце поднималось,

то мрак уродливый вползал из-за горы.

Зачем ей красота - такая малость!

И глупо было бы о чем-то сожалеть

на том краю, где только жизнь и смерть,

и никакой игры!

 

 

ОДИНОЧЕСТВО

 

Одиночество - это когда разрываются грудь, голова

от ворочающихся любовей и ожиданий.

Когда сердце - это колотящиеся слова

о льды мирозданья.

Это гуляние по интернету -

в океане, не утоляя жажду,

когда ни одна звезда, ни одна планета

твоей правды тебе не скажут.

Это - нежность, истаявшая в тоске.

Это - мудрость, превратившаяся в камень.

Это жизнь на волоске, на волоске, на волоске…

Амен.

 

 

ПРОБУЖДЕНИЕ

 

Туманом стелется молва.

Всё затуманено на свете.

Бренчат какие-то из жести

по голове моей слова.

 

Я ни за что в них не поверю

и не расслышу никогда!

Но юный давний друг Сальери

кладет в вино кусочек льда,

 

его рука мне из тумана

бокал прозрачный подает.

Я вновь не ведаю обмана,

не знаю вновь, что в нем - не лед.

 

Глотаю. Плачу, Умираю.

И просыпаюсь. Пять утра.

Я смутно-смутно что-то знаю,

во что не верила вчера.

 

 

ЛЮБОВЬ

 

Я тебя обнимаю не так, как я обнимала прежде.

Это любовь моя, чувствуешь, нынче в другой одежде-

мягкой, притертой к телу, привычной, послушной,

а не в той, что топорщилась, жгла, становилась душной.

И летел, как в пампасах, горячий безумный ветер.

А теперь обнимаю тебя, обнимаю пред ликами жизни и смерти…

 

 

ДЕТСТВО

 

Что самое святое в мире сём?

Убей за ересь, но не Бог, а детство,

хотя, конечно, ИХ  соседство.

Они парят над городом  вдвоем.

 

Всё видят в нем, но ничего не могут.

Чисты и верят в чудеса.

Одни выходят на дорогу

и улетают в небеса…

 

                         К….

Распалось всё очарованье,

все восхищенья утекли.

Звездой вы были в Океане,

а стали берегом земли

с его обманным синим светом,

с прекрасным светом голубым,

где бродят в улочках поэты

да ищет бомбу белый бим.

 

  

 

ПЕСНИ  БУБНА

                                                     Я слышала эти песни,

                                                      когда играл на бубне

                                                            Глэн Велец

Диск белесый как луна в тумане…

Диск слепящий точно солнце в полдень…

Скачут пальцы точно звери по саванне,

точно камнепад в горах Кавказа,

точно гальки шум под диким штормом

в сумасшедшем море этом черном.

 

Это птицы в скалах севера гогочут

и стада сайгачьи по степи топочут.

Это пленница танцует перед ханом

сотни лет тому в гареме крымском.

А за солнца раскаленным диском

мир индейцы празднуют, охоту

или заговор кровавотайный…

Лунный диск летит во мгле бескрайней,

солнца диск звенит литаврной медью,

годы, годы нижутся в столетья…

 

Хлещут ливни по Руси великой,

а в чаду эстрадного угара,

в час, когда рокочут не гитары

над кавказской пропастью бездонной,

плачет, плачет бубен раскаленный…

 

А вот это что за стук глухой в тенётах?.

Будто сердце мне выстукивает что-то.

Я ему поверила недаром -

я спаслась от бездны и пожара

и стою, натягивая жилы…

 

 Солнце, пропасть, -  бубна диск остылый.

2001

 

 

ДИРИЖИРУЕТ  ДЖАНСУГ  КАХИДЗЕ

 

Орлиные крылья вздымаются над головами.

Седая над залом трепещет его шевелюра.

Распахнуты губы, и рот точно колокол медный

раскрыт, резонируя небо всевышнее, скрипки земные.

 

А как он потом, этот дикий орел безмятежный,

нежно пестует в скалах орленка под солнечным светом!

И звуки - как шепот. Но нет колокольчиков, льстивых

как сладкие рифмы у сентиментальных поэтов!

 

В этом шорохе не объяснимом словами

лишь чувствуют все, как прекрасно

неостанавливающееся мгновенье!

 

 

СОСЕДКИ

Да, такие густые кудри

у Акаций - соседок наших!

Но ты старый, седой и мудрый,

да и я ведь ничем не краше.

 

Но их  кудри так белокуры!

И такие идут чары!

Прозевала тебя я сдуру:

всё казалось мне, что ты старый.

 

Так опомнись же, мой сумасшедший!

Кто ты им?! - ведь они, как боги!

А они ворожат и шепчут.

А я им всё кидаюсь в ноги!

 

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

 

Спасибо времени, оно

еще мне не совсем перековало голос,

и настоящий человечий голод

по Любви и Плач - всё это мне дано.

 

Друзья далёко.У другого края.

Остались там они, где слепота и спесь,

где друга презирают, улыбаясь.

А мне так больно и так стыдно - здесь.

 

Спасибо времени, оно

так пощадило мой негромкий голос,

оставив по Любви в нем голод

и Плача выковав звено.

 

 

ЧЕРНАЯ  ЛОШАДЬ

 

Как долго несла меня чудная белая лошадь!

Сверкали каменья да искры слепили глаза.

И всё не кончалась прекрасная красная площадь,

и я не старела, врезаясь, как ветр, в небеса.

 

Так что же случилось? Где жаркие искры, где площадь?!

Туман ли здесь встал, как стена, словно туча густой?!

Как, когда я вскочила на дикую черную лошадь,-

очнулась в полете над черной немой пустотой?!

 

Я впиваюсь руками в тревожную черную гриву.

Лошадь белая, дальняя, легкая, где ты - прощай!

Мне холодные искры плетут роковые извивы…

Черной лошади ржанье… и - бездны чернеющей край…

 

 

НА   ГОЛОС  ПУШКИНА

……………………………………………

Куда ж нам плыть? По осени, в предзимье

куда нам плыть? В какой далекий путь

с дождями долгими и под ветрами злыми?

Рискнем. Ах, Пушкин, нас не обессудь.

 

И вот корабль. И Пушкин не в обиде,

что мы взошли, сочтя его судьбой.

Мы круг замкнем в какой-то Атлантиде

у края бездны голубой.

 

Мы проплывем меж Сциллой и Харибдой:

мы так привыкли к щелканью зубов,

такие хрупкие по виду,

как первый снег и первая любовь.

 

Плыть, только плыть! Ведь при любой погоде

тоски стремленья чувств сильнее нет,

хотя и мы не те, и все моря в природе,

и даже суета уже других сует…            

 

[Главная][Об авторе][Стихи][Эссе][Пишите]

Hosted by uCoz